образ собака в фольклоре

Образ мамонта в русском и сибирском фольклоре

...мы обнаруживаем подлинную причину разрушения всех унаследованных нами религиозных формул. Центр... царства загадок и опасностей определённо сместился. Для первобытных охотников тех тысячелетий эры человечества, когда саблезубый тигр, мамонт... были самыми явными проявлениями всего чужого - источника одновременно и опасности, средств к существованию - огромной человеческой проблемой было достижение психологической связи, позволяющая разделить дикость с этим существом. Произошло бессознательное отождествление- и тогда наконец получеловеческие- полуживотные фигуры мифологические тотемных предков перешли в область сознания.

C мамонтом, по мнению В.Е. Ларичева, связана стержневая тема мифологической концепции Вселенной - процесса возникновения и эволюции мироздания. В мире, окружавшем палеолитического человека, мамонт выступал в разных ипостясях: творец Вселенной и ее символ, обобщающий символ мужского начала в аспекте творения Вселенной, обобщающий образ Вселенной, творец и устроитель Земли, дух Перисподней. Эти представления, передаваясь из поколения в поколение и трансформируясь, сохранились в этнической памяти многих поколений...

Что же это за таинственный "Индрик зверь" ? По всему русскому Северу, Сибири, Маньчжурии и Китаю распространены легенды о звере-кроте ростом со слона. "Тин-Шу постоянно держится в пещерах, похож на мышь, но достигает величины быка; он выкапывает себе пещеры в местностях, покрытых скалами и лесами" ,- повествует китайский трактат Бун-зоо-ганн-му, составленный в XVI в. Так людская молва связала с пещерами мамонтов, находимых во многолетней мерзлоте. Ну, а Индрик? Профессор С. Усов предполагает, что слово "Индрик" , так же как и встречающиеся в русских легендах другие названия этого зверя (инрог, индрог, индра),может происходить от ненецкого

Источник

Образ собаки в русском фольклоре

Русская культура всегда отличалась богатством, самобытностью, противоречивостью, многогранностью и насыщенностью. В ней смешались ветхозаветные и апокрифические воззрения, устные предания, наследие языческого прошлого, идеи Христианства, вливания чужих иноплеменных культур и жизненный опыт многочисленных поколений. Из этого многокомпонентного сплава постепенно выковывалось совершенно уникальное отношение русского человека к живой природе, Матери-земле, диким и домашним животным.

Ни для кого не секрет, что собака на Руси с древнейших времен играла важную роль. Это не просто домашнее животное, а компаньон и постоянный спутник человека, незаменимый помощник и беззаветно преданный и верный его товарищ в любых областях человеческой жизни - в поле и в доме, на промыслах и на охоте, на службе и в дороге.

В настоящей статье мы намеренно не будем касаться столь сложных и неоднозначных культурных аспектов, как, например, место собаки в восточнославянской языческой традиции, или двойственность русской ритуальной «песьей брани», или отношение к собаке в рамках традиций Православного Христианства. Это темы для отдельных глубоких исследований. А ограничимся мы только одним слоем, но зато отражающим все самые положительные черты этого животного – русским фольклором. А самая показательная и самая богатая часть фольклора – это, безусловно, народные сказки. Вот о них и поговорим поподробнее.

Для начала следует отметить, что практически все сказочные собаки – исключительно положительные существа, и их основные функции – спасать героев, помогать и поддерживать их, а также предсказывать события будущего.

Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце&r

Источник

Образ коня в фольклоре

Реферат на тему Образ коня в фольклоре

скачать

Конь, кобыла, лошадь — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль Коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

По археологическим данным, Конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет» (ср. сказочные мотивы коня — чудесного помощника героя, помогающего проникнуть в тридевятое царство, на вершину стеклянной горы и т.п.). Ср. лужицкое представление о том, что конь (и собака) может видеть смерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т.п. Характерен общеславянский фольклорный мотив вещего коня, предсказывающего смерть своему хозяину (Марко Кралевичу И сербском эпосе, святому Глебу, чей конь сломал ногу, когда князь отправился к месту гибели, и т.п. вплоть до средневековых легенд о коне Ивана Грозного, который пал в Пскове, и царь в страхе перед собственной смертью отказался от расправ над псковитянами). В наиболее мифологизированном контексте этот мотив известен в «Повести временных лет» (под

Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиный конь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются в змей (македон.). При этом конь, и особенно всадник — герой или святой (субститут языческого божества), выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т.п.). Ср. русский заговор: «

Источник

Сколько стоит написать твою работу?

Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон.

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Образ коня в фольклоре

Конь, кобыла, лошадь — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль Коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

По археологическим данным, Конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет» (ср. сказочные мотивы коня — чудесного помощника героя, помогающего проникнуть в тридевятое царство, на вершину стеклянной горы и т.п.). Ср. лужицкое представление о том, что конь (и собака) может видеть смерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т.п. Характерен общеславянский фольклорный мотив вещего коня, предсказывающего смерть своему хозяину (Марко Кралевичу И сербском эпосе, святому Глебу, чей конь сломал ногу, когда князь отправился к месту гибели, и т.п. вплоть до средневековых легенд о коне Ивана Грозного, который пал в Пскове, и царь в страхе перед собственной смертью отказался от расправ над псковитянами). В наиболее мифологизированном контексте этот мотив известен в «Повести временных лет» (под 912 г.), где волхв предрекает Вещему Олегу смерть от коня.

Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиный конь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются в змей (македон.). При этом

Источник

Просим Вас добавить "Открытый урок" в исключения блокировщика, так как именно благодаря рекламе мы продолжаем развивать сайт.

Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Ну вот, например: "Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет". А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".

старая собака отнялись лапы
Одна из частых жалоб владельцев собак с неврологическими проблемами – отказывают обе задние лапы. В этом случае собака начинает ненормально двигаться, задние лапы как бы перестают слушаться, становятся слабыми, разви

Еще в России с кошками с

Источник

Образ медведя в фольклоре

Происхождение медведя связывается в легендах с человеком. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись и т.д.

Медведи стали спрятанные от Бога в лес дети Адама и Евы. Считают, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. На женщин он нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства человека с медведем рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Мотив этот представлен не только в поверьях, но и в сказках.

Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. В то же время черт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.

как отварить курицу для собаки
Рис с курицей, приготовленный в домашних условиях, для собаки является мягким видом корма, который ветеринары часто рекомендуют для собак, восстанавливающихся после диареи или рвоты. Такое питание особенно рекомендуе

Ему присущи и функции охранителя скота. Например, медведь помогает обнаружить закопанную в хлеву конскую голову — причину порчи скота. Чтобы не допустить к скоту “лихого домового”, в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили медведя. Сам домовой тоже может принимал облик медведя. Подобно поверьям о волках - оборотнях, существуют рассказы об обращении колдунами участников свадеб в медведей. Известны рассказы о том, что под шкурой убитой медведицы охотники обнаруживали бабу в сарафане, ч

Источник

Образ собаки в русском фольклоре «Собачьи сказки»

Русская культура всегда отличалась богатством, самобытностью, противоречивостью, многогранностью и насыщенностью. В ней смешались ветхозаветные и апокрифические воззрения, устные предания, наследие языческого прошлого, идеи Христианства, вливания чужих иноплеменных культур и жизненный опыт многочисленных поколений. Из этого многокомпонентного сплава постепенно выковывалось совершенно уникальное отношение русского человека к живой природе, Матери-земле, диким и домашним животным.

Ни для кого не секрет, что собака на Руси с древнейших времен играла важную роль. Это не просто домашнее животное, а компаньон и постоянный спутник человека, незаменимый помощник и беззаветно преданный и верный его товарищ в любых областях человеческой жизни - в поле и в доме, на промыслах и на охоте, на службе и в дороге.

В настоящей статье мы намеренно не будем касаться столь сложных и неоднозначных культурных аспектов, как, например, место собаки в восточнославянской языческой традиции, или двойственность русской ритуальной «песьей брани», или отношение к собаке в рамках традиций Православного Христианства. Это темы для отдельных глубоких исследований. А ограничимся мы только одним слоем, но зато отражающим все самые положительные черты этого животного – русским фольклором. А самая показательная и самая богатая часть фольклора – это, безусловно, народные сказки. Вот о них и поговорим поподробнее.

Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», где сюжет обыгрывает незаслуженное отношение мачехи к падчерице и ее попытки самым жестоким образом избавиться от последней, собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости (она точно знает, какая из девушек вернетс

Источник